Нет в нашей стране человека, который не побывал бы в этом городе, ну хотя бы виртуально. Все потому, что в знаменитом фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» роль старой Москвы играет как-раз Ростов Великий. Вспомнили? А большая часть сцен снималась именно в Ростовском кремле, это по его белоснежным стенам бегали популярные герои фильма.
Сюда-то мы и направились в первую очередь.
Это не обычный Кремль, он возводился не для обороны, как это было принято на Руси, а для возвеличивания архиерейской власти. Первоначально данное сооружение являлось резиденцией митрополита Ростовской епархии.
Кремль состоит из трех частей: центральной части, которая называется «Архиерейский двор», Соборной площади – самой древней части города, и с юга к Кремлю примыкает Митрополичий сад.
Успенский собор – главный городской храм, а рядом находится знаменитая Ростовская Звонница, построенная во второй половине XVII века.
И вот уже сотни лет любуются люди сказочным ансамблем Ростовского Архиерейского дома и удивляются сотворенному митрополитом Ионой чуду – звонницей Успенского собора, которая стала последним сооружением владыки. Все колокола в действующем состоянии, они звонят каждый день утром и вечером, к службам.
Эталоном для всех построек стал Успенский собор, построенный в более раннее время. Это последний в истории России подобного рода комплекс зданий, выстроенный в национальном стиле и получивший столь полное художественное завершение.
Успенский собор и Соборная площадь вокруг него входят в единый ансамбль бывшего Ростовского Архиерейского дома, резиденции ростовских митрополитов. Сейчас это место называют Ростовским кремлем. Заказчиком архитектурного шедевра являлся Иона Сысоевич, управлявший ростовской епархией с 1652 по 1690 годы. Благодаря этому неутомимому митрополиту-строителю Ростов и приобрел неповторимый облик.
Созданный им архиерейский дом – огромный и сложный архитектурный ансамбль, уникальный по замыслу и воплощению. По мыслям митрополита, резиденция духовного владыки должна была напоминать о неземном городе – Небесном Иерусалиме и должна была соответствовать библейскому описанию Рая: окруженный стенами с башнями, Райский сад с зеркалом пруда в центре.
Попасть с Соборной площади на территорию Митрополичьего двора можно через пешеходные ворота, расположенные под Воскресенской надвратной церковью. Храм построен в 1670 году. Воскресенская церковь уникальна по своей архитектуре, с красиво декорированной галереей, расположенной между двумя башнями.
Сам Митрополичий двор имеет форму прямоугольника, в центре которого расположен пруд. Каждое из многочисленных зданий, находящихся здесь, отличается разнообразием и привлекает к себе внимание.
Церковь Одигитрии построена в 1692–1693 годах, чуть позже, при приемнике Ионы Сысоевича, митрополите Иоасафе.
Это двухэтажное здание – Красная Палата, названная некогда так за свою красоту. Ее стены и крыльцо богато декорированы. Сложные фигурные наличники на стенах, высокая теремная кровля, живописное крыльцо, которое поддерживают толстые столбы-кубышки, придают зданию прямо-таки сказочный вид.
Трехэтажное здание напротив – это бывшие жилые покои самого митрополита – Самуилов корпус, архитектурный облик которого формировался на протяжении нескольких столетий.
Из всех зданий Ростовского Кремля особый акцент сделан на храмах, именно их в наибольшей степени сравнивают с музыкой, застывшей в камне.
Парадный въезд на территорию Архиерейского дома существовал под двумя надвратными церквями: Воскресенской и Апостола Андрея Богослова.
Храм Иоанна Богослова был построен одним из последних – в 1683 году. К этому времени мастера, работающие под руководством Ионы Сысоевича, накопили богатый строительный опыт, благодаря чему этот храм получился самым нарядным и изящным произведением митрополичьих зодчих.
Все постройки Кремля соединены переходами так, чтобы, не спускаясь на землю, можно было попасть в любое здание двора.
По переходам можно пройти в домовую церковь ростовских владык – храм Спаса на Сенях. В отличие от других церквей Кремля, Спасская церковь одноглавая.
В 1670 году построен храм Григория Богослова. Несмотря на скромность внешнего декора, храм по-своему изящен и красив. Он органично вписывается в ансамбль Кремля.
И еще одна достопримечательность Кремля – это Митрополичий сад, единственный в России реконструированный средневековый сад архиерейской резиденции XVII века.
Прогулка по саду среди впечатляющих архитектурных достопримечательностей никого не оставит равнодушным. Это великолепный ухоженный сад, в котором растут не только плодовые деревья, но и есть собственные овощные и аптекарские огороды, цветы и декоративные травы. Это просто уникальное место по своей красоте и расположению.
На сегодняшний день Ростовский кремль – это музей, который лучше бы, конечно, посетить летом. с 1 мая здесь открываются все переходы с летними храмами и фресками конца 17 века. С высоты можно будет полюбоваться открывающимися видами на озеро Неро.
А добраться до Ростова Великого нужно обязательно, хотя бы потому, что уважительную приставку «Великий» на Руси имело всего 2 города: Великий Новгород и Ростов Великий. Ростов это определение заслужил по праву – уже в XII веке это был уже большой и богатый город, который уступал по размерам только Киеву и Новгороду.
На его осмотр, по-хорошему, нужно хотя бы пару дней, а у нас, к сожалению, получились только сутки. Но все равно остались под большим впечатлением.)