lorrichektravel.ru

по миру на колесах

Новый Иерусалим на Истре

Одна из самых значимых и известных в Подмосковье достопримечательностей – это Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.

Обитель находится в городе Истра, недалеко от Москвы, всего в 50 километрах, и уже хорошо изучена и описана всеми, кому не лень. Информации по монастырю более чем достаточно, поэтому не буду особо углубляться в историю и коротенько расскажу про нашу экскурсию одного дня.

Это была наша первая поездка к данному святому месту. Давно мечтали здесь побывать, особенно после масштабной реконструкции 2016 года.

Итак, краткая официально-историческая справка: Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь русской православной церкви был основан в 1656 году, и история его возникновения связана с именем его основателя – святейшего патриарха Никона.
Здесь патриарх прожил более 8 лет после своего удаления из Москвы и все силы использовал на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня), чтобы дать возможность русским людям, не имеющим возможности совершить небезопасное и дорогостоящее паломничество на Ближний Восток, лицезреть места Воскресения Христова.
С началом строительства все окрестности, деревни и холмы подверглись перепланировке, так, чтобы своим пейзажем напоминали израильские земли, и получили новые названия, взятые из библейских текстов. По мнению патриарха Никона, этот монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира.
Реку Истру переименовали в Иордан, а планировка некоторых зданий в точности повторяла очертания своего прототипа.

Сократить до минимума информацию о монастыре, который за все время своего существования столько раз реконструировался, восстанавливался и переделывался, оказалось гораздо сложнее, чем я думала.

Обитель расположена на холме, что придает ей нотки величественности и тайны. По сути, это даже и не монастырь, больше напоминает кремль. Крепостные стены его очень высокие, по всему периметру имеются бойницы.

Главный вход по совместительству ещё и надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим, к которой примыкают наместничьи и караульные палаты.

Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год)

Первое, что на меня произвело впечатление – это массивные монастырские ворота, такие огромные, на висячих петлях, за которыми открывается потрясающий вид на Воскресенский собор и церковь Константина и Елены.

Комплекс монастыря воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: по центру находится Воскресенский храм — аналог храма Гроба Господня с приделами, с востока к собору примыкает полуподземная церковь Константина и Елены, углубленная в землю на 6 метров – аналог пещерной палестинской церкви. На западной территории расположено здание церкви Рождества Христова с трапезными палатами и красивыми арочными проходами. Слева – семиярусная колокольня.

Белый праздничный цвет стен монастыря в сочетании с небесно-голубым цветом куполов и башенных крыш смотрится так достойно и гармонично.

Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года и по завершению строительства 18 января 1685 года он был освящен.

Не имеющий аналога в русской архитектуре, собор представляет собой крестово-купольный одноглавый храм с красивой ротондой и огромным шатром, под которым находится часовня Гроба Господнего. Весь свод купола пронизан окошками, над каждым из которых изображен ангельский лик.

Собор Воскресения Христова (1685 год)
Собор Воскресения Христова (1685 год)

Конечно, и изнутри храм сразу поражает своей статью и величественностью. Высочайшие своды центральной части, великолепная бело-голубая гамма, повсюду богатство лепнины, золоченые фрески, уникальные керамические цветные изразцы, повтора им нет нигде, торжественные люстры.

Богатейший иконостас главного алтаря.

Арка входа в ротонду.

В центре ротонды-часовни под куполом мы видим кувуклию (от греч. «опочивальня») с камнем Гроба Господня. Это копия – символ того самого святого места. У входа камень, подобный тому, с которого Ангел указал на место захоронения Христа, возле него встают на колени и молятся. В кувуклию обычно всегда стоит очередь, но движется она довольно быстро.

Помимо интерьеров в соборе можно полюбоваться и многочисленными иконами, редкими и необычными.

Удалось нам посетить и малую полуподземную церковь Константина и Елены, куда ведут 33 ступени, олицетворяющие земные годы Иисуса.

В этой же церкви находится святой источник, который по преданию забил во времена постройки этого храма. Здесь можно набрать святую воду, если нет с собой тары, приобретете ее здесь же.

Помимо главного соборного комплекса по периметру много других, второстепенных монастырских строений: больничные и трапезные палаты с церковью Рождества Христова, палата архимандрита, дворец царевны Татьяны Михайловны, братский корпус и кузнечные палаты.

Церковь Константина и Елены (1690 год)
Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим (1697 год)
Церковь Рождества Христова (1692 год)
Церковь Константина и Елены (1690 год)

Монастырскую территорию обрамляет стена неправильного шестиугольника длиной около километра, которую венчают восемь башен.

По лестнице можно подняться на смотровую площадку, чтобы увидеть комплекс храмов во всей его целостности.

Все неимоверно красиво, но это похоже больше на туристический объект, нежели монастырь: три точки питания, кстати неплохие, мы отметились, продажа в храме сувениров, и ни у кого не вызывает интерес отсутствие юбок и головных уборов. Скажем так, не совсем духовно, но красиво и величественно. К посещению это место я бы, безусловно, рекомендовала. Этот исторический памятник будет интересен всем.

А на сегодня у меня все. Всем мира и добра.)

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *