Еще на подъезде к Гунибу не могла не отметить ошеломляющую красоту величественной двурогой горы с крутыми склонами и глубокими расщелинами. Словно скала-крепость, расположилась она в самом сердце «страны гор» (а именно так звучит в переводе название Республики Дагестан).
Верхняя часть горы состоит сплошь из известняков, а в среднем секторе – на плоскогорье – раскинулось село Гуниб. Со всех сторон Гунибское плато окружено отвесными обрывами, что защищает село, как естественное укрепление.
Со стороны такая картина смотрится невероятно живописно, и не удивительно, что посещение аула Гуниб и одноименного плато сейчас включены практически во все туры.
Отдохнуть в Гунибе в последнее время стремятся большинство туристов, посетивших горный Дагестан. И на это есть несколько причин.
Во-первых, остановиться в этом высокогорном селе удобно тем, что Гуниб можно использовать как базовую точку для исследования окрестностей. Места в Гунибском районе просто фантастически красивые. В непосредственной близости от него находятся аулы Чох и Гамсутль, Гунибская ГЭС, Салтинский водопад и Карадахская теснина, Матласское плато и Каменная чаша, Хунзахские водопады и многие другие природные достопримечательности. Все локации очень достойные, требуют обязательного посещения.
Я уже делилась на своем канале, что нам удалось посмотреть за пару дней, не буду вновь повторяться. Прикреплю ссылку на статью, если кому-то покажется интересным, то можете ознакомиться.
Во-вторых, Гунибский район считается самым солнечным местом в Дагестане, солнце светит здесь 300 дней в году. Эти места славятся чистейшим воздухом, потрясающей природой и субальпийским климатом. Так что отдыхать в Гунибе можно круглогодично, лето здесь жаркое, а зима мягкая.
Ну а в-третьих, это удивительная природа, красотой которой просто не насмотришься и не надышишься. И не опишешь словами, если ты не поэт. По крайней мере, мне это очень сложно сделать. Так что не судите строго, я просто делюсь с вами своими впечатлениями, как умею, а воспевают красоту и непередаваемую прелесть природы пусть те, кому это дано. Природа таит в себе волшебные и таинственные чувства, это муза для композиторов, писателей, поэтов и художников, и каждый мастер в своем творении поможет нам с другой стороны разглядеть всю эту красоту.
Так, например, поэт Расул Гамзатов в строках своего стихотворения назвал Гуниб «живой красой Дагестана». А знаменитый русский художник-маринист Иван Айвазовский во время своего путешествия по Кавказу в 1868 году был так впечатлен величием Гунибских гор, что увековечил этот пейзаж в своей картине.
К своему стыду признаюсь, что до поездки в Гуниб я и не подозревала о существовании картины, а ведь я неплохо знакома с творчеством Айвазовского. Как-никак в душе я фотограф, а это сродни художнику, видим-то одно и то же и стараемся отразить в своей работе окружающий мир. С той лишь разницей, что я щелк-щелк и готово, а живописцу проходится свое творение шаг за шагом, мазок за мазком воплощать в жизнь.
И да, картины Айвазовского – это не только море и корабли. Им создано и несколько прекрасных полотен, изображающих панорамы предгорий и горных массивов Кавказа. Но сейчас я не планировала перечислять и обсуждать все произведения прославленного художника. Хотелось бы коснуться лишь одной его картины – «Аул Гуниб. Вид с восточной стороны». Изображение Гуниба было выставлено в 1869 году на персональной выставке Айвазовского в Петербурге, где император Александр II отметил его, высоко оценил и приобрел полотно для Эрмитажа.
Для меня эта картина сейчас вдвойне дорога. Рассматривая такие знакомые и милые сердцу места на холсте художника, эту мощно вздымающуюся в небеса гору-крепость, невольно погружаюсь в недавние времена, когда и моя нога ступала на эту прекрасную землю. Заново переживаю все яркие эмоции, которые испытывала в той июньской поездке в гостеприимный Дагестан.
И, конечно же, мы не смогли не посмотреть ту самую точку, с которой Айвазовский писал Гуниб. Проделать тот же самый путь, который осуществил художник, поднявшийся на соседнюю гору и нашедший тот самый знаменитый ракурс.
Остается только представить, сколько сил и времени затратил Айвазовский на подъем. Если повнимательнее посмотреть на его картину, то можно увидеть, что Гуниб весь залит солнечными лучами. Рассветные и закатные краски легко перепутать. Если порассуждать, то мы на месте были около 15:00 часов, солнце ярко светило слева, создавая не очень хорошую видимость. Еще немного, и оно закатится за гору. Пейзаж будет, вне всяких сомнений, просто сказочный, но картинка будет далека от изображения на картине Айвазовского. Мы увидим утонувший в тени Гуниб на фоне красочного заката. Как-то так, я думаю. Из этого можно сделать вывод, что смотрел на Гуниб художник на рассвете. Вот и думайте, во сколько нужно было встать Айвазовскому, чтобы добраться до Кегерского хребта и совершить восхождение на одну из его гор. На ослике или на лошадке, не суть, все-равно очень долго.
Конечно, все усилия того стоили. Художник точно знал толк в красоте. На своем холсте Иван Айвазовский изобразил Гуниб ярко освещенным рассветными лучами на фоне гор, окутанных предрассветной дымкой. Так красиво подобраны цвета, просто удивительно контрастируют плоскости чистых теплых и ультрамариновых холодных тонов. Такое ощущение, что он уже тогда знал про круг Иттена для подбора цветов. Хотя, о чем это я? Это я могу воспользоваться цветовым кругом при обработке в Фотошопе, когда захочу грамотно подобрать цвета. Он же писал с натуры, созерцая всю эту красоту!)
По стопам Айвазовского отправились и мы. Конечно, наш путь был нет так долог и тернист. Минут 15 по горному серпантину, и вот мы уже на точке Айвазовского. Дорога довольно неплохая, с хорошим асфальтовым покрытием, за исключением небольшого участка практически на финише. Проедет любая малолитражка. Больших туристических автобусов я здесь не встретила, все-таки дорога довольно узкая, не исключено, что они здесь попросту не проедут.
Координаты точки Айвазовского: 42.375679, 46.982465
Итак, мы на смотровой площадке Кегерского плато, откуда открывается великолепная панорама на Гуниб. Можно рассмотреть всю седловину горы, в которой уютно устроился аул Гуниб. Соседние села, река Кара-Койсу и простирающиеся вдаль извилистые ряды возвышенностей – все перед нами, как на ладони.
Если в арсенале имеется зум-объектив, то поменяв фокусное расстояние, можно легко рассмотреть все строения высокогорного села и высшую точку Гуниба – гору Маяк.
На смотровой сейчас поставили деревянную скамейку, тем самым обозначив точку, с которой Айвазовский и писал свою картину. Вот прямо здесь стоял великий художник, склонившись над своим мольбертом, смешивал краски и доводил до совершенства свою потрясающую картину «Аул Гуниб в Дагестане».
Покидать этот дивный уголок долго не хотелось, было одно желание – сидеть на скамейке и наслаждаться бесконечностью неба и гор, вдыхать удивительный аромат свежего горного воздуха и, не отрываясь, смотреть на диковинный аул Гуниб, парящий в облаках. Это просто потрясающее место, побывать здесь обязательно рекомендую каждому гостю Дагестана.
Спасибо за внимание. Всем добра и увлекательных путешествий.)